Пятница, 26.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Форма входа


http://uchitelfiziki.ucoz.ru/

  По русскому языку

                    Вариант 1.

Знаки препинания в сложном предложении

 1. Как объяснить постановку тире в предложении?

Огромный купол створки разомкнул – и небом вечность в башню заглянула.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Предложение простое неполное.

3) Вторая часть сложносочинённого предложения содержит указание на резкую смену событий.

4) Вторая часть сложносочинённого предложения содержит след­ствие.

 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставлена второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

 3. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Душа Печорина не каменистая почва.

2) Комендант крепости был мне знаком два месяца тому назад он за­езжал к Ивану Андреевичу.

3) Я опытный лектор.

4) Ни лист ни соломинка ничто в природе не повторяется.

       4. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расстав­лены.)

1) Злой плачет от зависти добрый от радости.

2) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

3) Голова без ума что фонарь без света.

4) Её глаза словно звёзды.

 5. В каком предложении нужно поставить на месте пропуска тире?

1) Я взглянул в окно () на безоблачном небе разгорались звезды.

2) Северная зима, ковры снега, треск огня в печах ( ) всё это распо­лагает к сказке.

3) Богатому не спится ( ) богатый вора боится.

4) Ваше сердце ( ) как камень.

6. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Не небесам чужой отчизны — я песни родине слагал.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопостав­ляется первой.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Однородные члены, не связанные союзами, противопоставляются.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

 7. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложе­нии.

В продолжение утра Оленин весь был погружён в арифметиче­ские расчёты: сколько он проехал верст, сколько остаётся до пер­вой станции, сколько до первого города.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает со­держание первой части.

2) Несколько частей бессоюзного сложного предложения раскрыва­ют содержание первой части.

3) Придаточные части сложноподчинённого предложения поясняют содержание первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

    8. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расстав­лены.)

1) Он хороший врач.

2) Пароход не мог идти дальше за туманом не видно было бакенов.

3) Все работали на оборону женщины дети старики.

4) Образ царя большая художественная удача Лермонтова.

 Страница 3 из 16

   9. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расстав­лены.)

1) В городе жизнь однообразная.

2) Всё было огромно и дичало конюшни избы амбары и прочие служ­бы.

3) Поистине её стихи как драгоценные вина.

4) Вас по шее бьют вы ручку целуете.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

 Через четверть часа (1) когда над нашими головами разрази­лась гроза (2) и лес (3) точно застонал от раскатов грома (4) у нас в палатке весело горел огонёк.

1) 1,2,4           2) 1,4                  3) 1,2,3,4                  4) 1,2,3

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Поздней ночью (1) когда на деревне погаснут огни (2) и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар (3) ещё раз пробежишь в сад (4) и доберёшься до шалаша.

1) 1,2,3           2) 1,3,4                  3) 1,3                  4) 1,2,3,4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Цветов с каштанов было так много (1) что во время дождей пло­тины из них задерживали сток дождевой воды (2) и (3) некоторые улицы превращались в мелкие озера.

1) 1,2              2) 1,2,3                       3) 1,3                       4) 1

13. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых впредложении?

Прочитав этот рассказ Марины Цветаевой, со стыдом убежда­ешься (1) как мало мы знаем своих выдающихся людей (2) и как мы (3) по справедливому упрёку Пушкина (4) «ленивы и нелюбо­пытны».

1) 1,3,4                       2) 1,2,3,4                    3) 1                    4) 1,2

14. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых впредложении?

Когда я вернулся домой (1) ёлку тотчас зажгли (2) и в комна­те началось такое весёлое потрескивание свечей (3) будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.

1) 1,2,3                       2) 1,3                     3) 2,3                     4) 1,2


 15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

А ночью (1) когда небо усеяно звёздами (2) когда в Волге отра­жается месяц (3) и кое-где мелькает на берегу забытый огонёк (4) как хорошо на этом месте.

1) 1,2,3,4                    2) 1,2                   3) 1,2,3                  4) 1,2,4

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Обычно в таких случаях писатель вытаскивает рукопись, кладёт её на стол, торопливо закуривает (1) и говорит несколько невнят­ных и жалких слов о том (2) что он совсем не умеет читать (3) и рукопись к тому же ещё совершенно сырая (4) и только после это­го хриплым и прерывающимся голосом начинает читать.

1) 1,2,4                       2) 2,3,4                   3) 2,4                   4) 1,2,3

17.. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

 Когда затихает дом (1) и внизу ни на чём не играют (2) я слы­шу (3) как сквозь вьюгу прорывается и тоскливая (4) и злобная гармоника (5) и к гармонике присоединяются и сердитые (6) и пе­чальные голоса.

1)2,3                           2)1,2,3                3)2,3,5                4)2,3,4,5,6

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Над горизонтом взлетела ослепительная ракета (1) при свете которой (2) с горы были видны во всех подробностях берег лима­на (3) и несколько разломанных чёрных лодок.

1)                               2) 1,2                          3) 3                          4) 2

  Вариант 2.

1. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

По высоте (1) стоящего по всей реке звона (2) догадываешь­ся (3) набирает ли дождь силу (4) или стихает.

1) 3                             2) 1,3                        3) 1,2,3                       4) 3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Травы скашивают рано утром (1) пока они ещё не уронили росы (2) и пока они ещё нежатся в её прохладе (3) под её дремотной (4) и сладкой тяжестью.

1)1                  2)2                  3)3                  4)2,4

3. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых впредложении?

Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил спину (1) и голову Каштанки (2) и она от изнеможения погрузилась в тяжёлую дремо­ту (3) вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала (4) и ударила её по боку.

1) 3                 2) 1,2                       3) 2,3                       4) 2,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

 На ранней заре (1) когда ещё кричат петухи (2) и по-чёрному дымятся избы (3) распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад (4) и не утерпишь — побежишь умываться на пруд.

1) 1,2,3,4                    2) 1,2,3                  3) 1,3                  4) 1,3,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

 Медведь так полюбил Никиту (1) что (2) когда он уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и нервничал (5) так что мальчик старался больше времени проводить у клетки.

1)1,3,5                                    2)1,2,3,4,5             3)1,2,3,5             4)1,3,4,5

6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени (1) в низ­кие комнаты (2) с только что вымытыми полами (3) где уже горят лампы (4) и за открытыми окнами шумит от падающих капель (5) и дико пахнет заброшенный сад.

1) 1,2,3                       2) 1,3               3) 1,3,4,5               4) 1,2,3,4,5

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Глядя на сыплющийся снег (1) он говорил (2) что сейчас на юге весна (3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства (4) что литература призвана делать это во времени и пространстве (5) и (6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература.

1)1,2,3,4,5                                 2)1,2,3,4,5,6         3)2,3,4,5         4)1,2,3,4


8. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расстав­лены.)

1) Старый пруд как громадное чёрное зеркало.

2) В том и состоял подвиг поэта своей отчуждённостью он взывал к новым отношениям.

3) Ведущий принцип романа углубление в сложный внутренний мир героя.

4) Это была только что пойманная рыба окунь два карася и несколько плотвичек.

9. В каком предложении нет двоеточия? (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Его поведение все расценивали по-разному одни с сочувствием одобряли, другие порицали, третьи помалкивали.

2) Белый зимний свет ударил нам в глаза даже больно на секунду нам стало.

3) Одна надежда на грозу лишь она одна может разбудить скованную жарой природу.

4) Отправиться купаться не хочется, да и незачем после купания ещё больше распаришься на солнцепёке.

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложениКартины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина про­винциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложе­ния.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопостав­лена тому, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

11. В каком предложении нужно поставить на месте пропуска тире?

1) Погода была ужасная ( ) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями фонари тускло светили.

2) Спина у акулы тёмно-синего цвета, а брюхо () ослепительно бело?

3) Все эти пьесы () шедевры драматургического искусства как по на­пряжённому действию, так и по глубине мысли.

4) Работа ( ) для него радость.

12. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи — всё это приметы дождя.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов.

2) Последняя часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставлена предыдущим частям.

3) Последняя часть бессоюзного сложного предложения представ­ляет собой обобщение предыдущих частей.

4) Последняя часть бессоюзного сложного предложения поясняет предыдущие части.

13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

2) В первой части бессоюзного сложного предложения делается пре­дупреждение о том, что во второй части последует изложение какого-то факта.

3) Вторая и третья части бессоюзного сложного предложения указы­вают на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая и третья части бессоюзного сложного предложения рас­крывают содержание первой части.

14. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Во всем уже чувствовалась зима в коротком дне морозном воздухинее по утрам.

2) Душа Печорина не каменистая почва.

3) Здоровье лучшее богатство.

4) Вечер тёплый.

15. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расстав­лены.)

1) Марья Львовна довольна ей подарили роскошные розы.

2) Вот вы куда забрались раздался голос Василия Ивановича.

3) Листва уже жёлтая.

4) Богатство языка есть богатство мыслей.

16. В каком предложении нужно поставить на месте пропуска тире?

1) Аналогия ( ) не доказательство.

2) Вот так иногда поворачивается жизнь ( ) то темь беспросветная, то снова улыбается солнце.

3) Всё смешалось в живом потоке ( ) дети, старики, женщины.

4) Он полагал, что искусство () это средство воспитать человека так, чтобы он стал подлинным гражданином «государства разума».

17. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

 На глаз поверишь — криво отмеришь.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопостав­ляется первой.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Неполное предложение, на месте пропуска члена предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй ча­сти.

Вариант 3

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У этих озёр одно странное свойство: чем меньше озеро, тем оно глубже.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём сообщается в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставлена второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

2. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены)

 1 ) Он борец всегда и во всём.

2) Пора ехать дождик кончился.

3) Степан изливал другу и радость весны и неудачи и планы хозяйства и мысли о книгах.

4) Очарование это красота в движении.

3. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расстав­лены.)

1 ) Скажу вам только одно нельзя сидеть сложа руки.

2) Ему становилось невыносимо жаль всё вокруг и небо и землю и лес.

3) Родион Романович индивидуальность очень яркая.

4) Капли дождя как слезы.

4. В каком предложении нужно поставить на месте пропуска тире?

1 ) Всё говорило о близости весны ( ) и птичья суета, и рыхлый снег, и запах весны.

2) Я верю ( ) вы мне сказали правду.

3) Импровизация ( ) это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне.

4) Степной ковыль ( ) словно морские волны.

5 . Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

1) Ставится в простом предложении между подлежащим и сказуе­мым, выраженными неопределённой формой глагола

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится указание на быструю смену событий.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения заключает в се­бе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой ча­сти.

6. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?

Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает со­держание местоименного слова, имеющегося в первой части.

2) Ставится в простом предложении перед пояснительным членом предложения.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложе­ния.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

7. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки препинания рас­ставлены частично.)

1) Цвели розы сладко дышалось в саду.

2) Ей казалось она вот-вот рухнет на пол.

3) Ни ружьё, ни книги, ни рисование совсем его не интересовали.

4) Весь вид его говорил ничего не произошло.

8. В каком предложении есть тире? (Знаки препинания расставлены ча­стично.)

1) Сказка целиком создание народного воображения.

2) Самое ценное, что Левитан узнал на юге, это чистые краски.

3) Плавание всегда приводит к неизвестной цели к лесному озеру или к лесной реке, несущей чистую воду.

4) Приметы связаны с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба.

9. В каком предложении нужно поставить на месте пропуска тире?

1) У любви тысячи аспектов, и в каждом из них ( ) свой свет, своя печаль, свое счастье и своё благоухание.

2) Но главное его свойство ( ) была простота.

3) Нищие, босяки и отщепенцы ( ) любили Гиляровского, как своего защитника.

4) Усталые путники покидают берега озера, таща на себе тяжёлую поклажу, как-то ( ) палатку, топор, фонарь.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Река (1) вдоль которой мы шли (2) то и дело круто поворачи­вала (3) так что поблескивающее зеркало её упиралось вдали (4) то в заросли ивняка (5) то в песчаный обрыв.

1) 1,2,5                       2) 2,3                   3) 1,2,3,5                   4)2,4

11. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

В Севастополе Грин жил осенью — той ясной крымской осе­нью (1) когда воздух кажется (2) прозрачной тёплой влагой (3) и малейший звук проходит по ней (4) лёгкой и долго не смолкающей дрожью.

1) 1,2,3,4                    2) 1,3                    3) 1                    4) 1,3,4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Предание говорит (1) что в зеркале сидит чёрт (2) и (3) что у прабабушки-де была слабость к чертям.

1) 1                 2) 1,2                         3) 1,2,3                         4) 2

13. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Он всюду видел поэзию (1) какой бы скромной на вид она ни была (2) и умел незаметно втягивать людей в круг поэтических ощущений (3) и в мир богатого своего воображения (4) которым он щедро делился с окружающими.

1) 1,2,3                       2) 1,4                  3) 1,2,3,4                 4) 1,2,4

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

 Когда говорили о литературе (1) или решали какой-нибудь во­прос (2) то по его лицу видно было (3) что это его нисколько не интересует (4) и что давно уже он не читал ничего (5) и читать не хочет.

1) 1,2,3                       2)2,3               3) 2, 3, 4                     4) 2, 3, 4, 5

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении должны стоять запятые?

Он о чём-то всё время думал (1) и (2) так был занят своими мыслями (3) что (4) когда его спрашивали о чём-нибудь (5) то он вздрагивал от неожиданности.

1) 3,5              2) 1,3,4,5                   3) 4,5                   4) 2,3,5


                                Продолжение русского языка:

http://help-fizmat.ucoz.ru/index/pro

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz