Воскресенье, 05.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Форма входа

Технологии деятельностно-компетентностного подхода, применяемые на уроках русского языка и литературы в старших классах

 Русский язык и литература – особые предметы в школе. Именно на них ложится основная нагрузка по подготовке детей к жизни в современном мире,  умению ориентироваться в современных процессах, умению действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности. Однако следует  признать, что знания, полученные в школе, далеки от жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации. Выпускники не владеют процедурами понимания себя, своего жизненного контекста, среды, приемами сложных и многомерных коммуникаций.

Стандарты второго поколения нацеливают нас на то, чтобы мы уходили от академического обучения, то есть учили детей не просто работать с информацией, проводить стереотипные действия, кое-как анализировать самостоятельно описанную картину, а владеть навыками целостного творческого анализа, выдвигать гипотезы, проверять их. 

          Именно поэтому основой массовой школы должен стать деятельностно-компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.

 К базовым, ключевым компетентностям относятся:

- информационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

 Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.

Исходя из вышесказанного, мы должны с вами  способствовать решению следующих методических задач:

 - формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;

 - формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся;

 - формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации;

 - формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. ;

(при организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы)

 - развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать;

 - формировать навыки самоконтроля.

         Кроме общих компетенций  есть специальные для русского языка и литературы. В стандартах второго поколения они предусматриваются программой после каждого раздела или темы.

Речь, конечно,  идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования. Обучение сегодня нельзя сводить к овладению простой комбинацией сведений и навыков. Учебный материал должен решать не только учебные задачи.

В чём же разница между традиционным и деятельностно-компетентностным подходом

 

Традиционное обучение (подход, основанный на знаниях)

Новые реалии системы образования (компетентностный подход)

Процесс передачи знаний

Процесс приобретения

Что объясняем, то и спрашиваем. Заданный результат предполагает точное воспроизведение образца, успешность определяется сопоставлением эталоном.

Эталон не задается. Обучение и проверка ведутся на нестандартных задачах. Готовность к продуктивному самостоятельному действию на следующем этапе.

Традиционная 5-ти балльная шкала. Для учителя схема "выполнено – не выполнено” Такая система оценивания не стимулирует к решению нестандартных задач, так как их невозможно оценить однозначно

"Портфель достижений ученика”, накопительные системы оценивания как инструмент для предоставления учеником себя своих достижений вне школы

Педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание активности и послушности

Педагогика возможностей. В основе мотивации компетенции лежат мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности

Позиция учителя – инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя "сакрального знания”, передающего фрагменты этого знания лучшим

Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс

Позиция ученика – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий

Сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития

Урок. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде

Урок как одна из возможных форм обучения, но упор делается на расширении неурочных форм работы – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке, компьютерном классе и пр.

 

Таким образом, в контексте развития ключевых компетенций как основного ориентира современного качества образования представление о знаниях должно уходить от традиционного репродуктивного наполнения.

Основное развитие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный-реально и эффективно использует эти знания

Деятельностно -компетентностный подход предполагает в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.

 Для реализации этого положения необходимо:

 - использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

 - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

 - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ;

 - оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения;

 - поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

 - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

 Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. Этому способствует активные современные технологии.

Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения является технология проектов. Практика показывает, что использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, предметной.

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы можно разделить на два вида деятельности:

  1. 1.Защита проектов на уроке: исследовательских, информационных, творческих.
  2. 2.Обучение отдельным видам деятельности подготовки исследовательского проекта: целеполаганию, овладению различным видам чтения, овладению различным видам информационной обработки текста, анализу текста с точки зрения его темы, основной мысли,  планированию деятельности, самостоятельной деятельности по реализации проекта, созданию устных монологических высказываний.


  3. Защита самостоятельно подготовленных проектов на уроке

     Данный прием возможно использовать на уроках изучения нового или обобщения и закрепления изученного материала.

     Например, в 10 классе защита исследовательских проектов при повторении

    - творчества А.С.Пушкина  - «Евгений Онегин». История 10 главы. Споры и поиски истины;

    -творчества М.Ю.Лермонтова – «Я» Печорина в повестях «Тамань» и «Бэла». Сходство и различие.

    При изучении творчества А.А.Фета –1)«Импрессионизм и реализм в пейзажной лирике Фета». 2)Романтические «поэтизмы» и метафорический язык в поэзии Фета;

    А.П.Чехова – «Автор и персонаж в футлярной трилогии А.П.Чехова».

    Защита творческих проектов:

    -М.Ю.Лермонтов -Вариации по воображению. Пересказ событий от лица Вернера.

    - А.А.Фет- В творческой лаборатории поэта. Мгновение и вечность в лирике Фета;

    - А.П.Чехов -Театральное действо «Высшие ценности жизни» (по мотивам рассказов «Ионыч», «О любви»).

    Защита прикладных проектов:

    -М.Ю.Лермонтов –1)опорная схема –конспект «Печорин и система образов в романе «Герой нашего времени». 2) «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»;

    -А.А.Фет- буклет «Я раб твоей любви»: образ любимой женщины в лирике Фета;

    -А.П.Чехов – 1)опорная схема-конспект «От маленького человека к мелкому. Путь трансформации образа в русской литературе 19 века».

    Информационные проекты

     «Государственный стандарт общего образования» огромное внимание уделяет формированию владению различными видами чтения и информационно-коммуникативной деятельности.

    Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

      Коллективные проекты

              Данный вид проекта можно использовать  при подготовке и проведении урока литературы по теме «Поэзия  Серебряного века» в 11 классе.  Учащимся  предложить подготовить и провести нетрадиционный урок, посвященный изучению биографии М. И. Цветаевой. Они будут выступать не только в качестве докладчиков, ведущих и чтецов на данном уроке, но и участвовать на этапе подготовки данного урока и разработке компьютерного сопровождения. Проект включает в себя следующие этапы.

    этап ориентирования и разработки

     Весь класс делится на три группы (1 – организаторы, 2 – выступающие, 3 – техническая группа):

    -1 группа: должна собрать информацию, выбрать самую интересную и важную, подобрать поэтические тексты и вместе с учителем создать сценарий урока;

    -2 группа: подготовит и проводит  урок в форме литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству М. И. Цветаевой;

    -3 группа: подготовит компьютерное сопровождение урока (презентацию).

     На данном этапе учащиеся выбирают род своей деятельности, исходя из своих интересов, склонностей и предпочтений, знаний и умений. Происходит формирование социальной и коммуникативной компетенций через обсуждение видов деятельности, необходимых для реализации проекта.

    этап реализации проекта

     Определив вид своей деятельности, учащиеся приступают к подготовке урока в соответствии со своими ролями. На данном этапе каждая группа осваивает различные компетенции: 1 – предметную, информационную, исследовательскую, коммуникативную; 2 – предметную и коммуникативную; 3 – предметную, информационную компетенции.

    этап презентации результатов проекта и его оценки

     В проведении урока участвует 2 группа, 1 и 3 группы являются зрителями. Но участие в подготовке выступления заставляет учащихся иначе взглянуть на урок, так как они видят, слышат и оценивают результат своей деятельности. Формируется рефлексивная компетенция в ходе обсуждения урока и самоанализа деятельности учащихся.

     

    Групповые проекты (см. приложение)

    этап ориентирования

    Каждая группа на этапе подготовке проекта получила опережающее домашнее задание  и должна была определить роль участников группы:

    • лидера, который организует и координирует подготовку работы, распределяя деятельность учащихся;
    • выступающего, который защищает  проект;
    • рабочую группу, которая осуществляет работу с учебной литературой и художественным текстом.

    На данном этапе формируются социальная, коммуникативная компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся.

    этап разработки

    На уроке при распределении групп, видов деятельности, тем создаем паспорт проекта, в котором отражаются все критерии, по которым оценивается проект.

    этап реализации проекта

    Каждая группа получает свое задание, которое заключается в сборе материала и подготовке выступления по предложенной теме. Формируются предметная и информационная компетенции через самостоятельную деятельность учащихся.

    этап презентации результатов проекта

     Представитель группы выступает с защитой своего доклада и его оценкой

    этап оценки проекта

    Учащиеся слушают выступления, оценивают их по предложенным критериям, дополняют ответы. Формируем предметную, коммуникативную, рефлексивную компетенции через представление и обсуждение проектов.

    К деятельностно-компетентностным относится и модульная технология. Она развивает индивидуальные способности  каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретной цели в учебно- познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования  на  уроке  увеличивает мотивацию к учебе. В процессе данной деятельности   готовим ученика как  социального исследователя и организатора  социального действия. Таким образом,  в процессе образовательной  деятельности на уроках русского языка и литературы идёт процесс формирования основных ключевых компетенций учащихся.

    Можно назвать ещё личностно-ориентированную, критериально-ориентированную, особенно информационные технологии. (см. презентацию).

    К деятельностно-компетностным относятся технологии Ю.А.Поташкиной  (по русскому языку) и Б.С.Дыхановой (по литературе). Но эти технологии требуют специальной подготовки и разрешение автора. Пример по теме «Изучение Н//НН в суффиксах разных частей речи» (см таблицу, есть презентация и разработка урока. Это хорошо для повторения и систематизации материала в старших классах).

    Перейдём на следующую страницу.

    Приложение

    http://help-fizmat.ucoz.ru/index/prilozhenie_k_urokam_literatury/0-10

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz