Воскресенье, 05.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Форма входа

                                                                        Примерный лингвистический анализ басен И.А.Крылова в шестом классе  

 

                                            1.1 Лингвистический анализ басни И.А.Крылова «Кот и повар»

 

 Текст басни должен быть заранее записан в тетрадь каждого ученика (см. приложение 4).

 

  Задание 1.

 

   Передать как можно более кратко и точно содержание басни. Образец выполнения. В то время, как повар находился в трактире, кот Васька съел обед, который ему было поручено сте¬речь, и за этот некрасивый поступок повар долго стыдит кота.

 

  Задание 2.

 

   Кратко изложить идейный смысл басни. Образец выполнения. Некоторые люди умеют только поучать, но не способны даже в случае необходимости дейст¬вовать активно.

 

 Ответы на 1-ое и 2-ое задания записываем в тетради после того, как пу¬тем обсуждения и исправления возможных неточностей находим лучший вариант ответа, близкий к только что приведен¬ным образцам.

 

  Задание 3.

 

    Установить основные особен¬ности текста, влияющие на отбор языковых средств в басне «Кот и повар». Образец выполнения. Это стихотворная форма, со¬держащая различные виды речи — прямую и авторскую. Последовательное их чередование придает повествованию очень живой характер, в котором, несмотря на явное преимущество эмоциональной речи персонажа, четко выде¬ляются три главных смысловых отрезка: вступление (слова автора), изложение (автор и Повар), мораль (автор). Таким образом, при¬сутствие автора ощущается постоянно.

 

  Задание 4.

 

  Установить связь интона¬ции со смысловыми особенностями текста. Учащиеся уже знакомились на уроках русского языка с восклицательными и вопросительными предложениями, в  Вопро¬сительные предложения служат для пере-дачи разных вопросительных зна¬чений, вплоть до риторического. Здесь же подчёркивается и объясняется роль пауз, воз¬никающих на месте бессоюзной связи, а так¬же вставных конструкций, которые являются не только средством выражения авторской иронии, но и — на фоне всего текста — глав¬ным средством противопоставления двух «ге¬роев», показ взаимоотношений между ними и причин совершившегося.

 

 Таким образом, с учетом смыслового чле¬нения и интонационных особенностей читать басню следует так: -вступление (кончая слова¬ми «кота оставил») — спокойно, обычно, с элементарным соблюдением знаков препина¬ния; -основная часть (до морали) — с яркой демонстрацией диалога: возмущенно-обижен¬ные, укоризненно-философские, наконец, ос-корбительные реплики повара, с одной сторо¬ны, и насмешливые ремарки автора, харак¬теризующие «ответное» поведение кота, — с другой; - мораль — замедленно, обобщенно-назидательно.

 

 После записи соответствующих этому зада¬нию замечаний учащиеся 2—3 раза вырази¬тельно прочитывают басню вслух 9желательно заранее подготовленные учащиеся). Затем в тексте басни выделяются опорные слова, не¬сущие главное логическое ударение и сами по себе дающие представление о содержании басни: грамотей, побежал, кота, стеречи, объ-едки, плут, вор, слушает, ест, речи, власть. Ритм басни сравнительно ровный, нет яв¬ных отклонений от мерного чередования групп слогов и слов, несмотря на то, что в содер¬жании басни два раза возникают резкие ин¬тонационные перебои (переход от вступления к главной, гневной, части и  Вопро¬сительные предложения служат для пере-дачи разных вопросительных зна¬чений, вплоть до риторического. Здесь же подчёркивается и объясняется роль пауз, воз¬никающих на месте бессоюзной связи, а так¬же вставных конструкций, которые являются не только средством выражения авторской иронии, но и — на фоне всего текста — глав¬ным средством противопоставления двух «ге¬роев», показ взаимоотношений между ними и причин совершившегося.

 

 Таким образом, с учетом смыслового чле¬нения и интонационных особенностей читать басню следует так: -вступление (кончая слова¬ми «кота оставил») — спокойно, обычно, с элементарным соблюдением знаков препина¬ния; -основная часть (до морали) — с яркой демонстрацией диалога: возмущенно-обижен¬ные, укоризненно-философские, наконец, ос-корбительные реплики повара, с одной сторо¬ны, и насмешливые ремарки автора, харак¬теризующие «ответное» поведение кота, — с другой; - мораль — замедленно, обобщенно-назидательно.

 

 После записи соответствующих этому зада¬нию замечаний учащиеся 2—3 раза вырази¬тельно прочитывают басню вслух 9желательно заранее подготовленные учащиеся). Затем в тексте басни выделяются опорные слова, не¬сущие главное логическое ударение и сами по себе дающие представление о содержании басни: грамотей, побежал, кота, стеречи, объ-едки, плут, вор, слушает, ест, речи, власть. Ритм басни сравнительно ровный, нет яв¬ных отклонений от мерного чередования групп слогов и слов, несмотря на то, что в содер¬жании басни два раза возникают резкие ин¬тонационные перебои (переход от вступления к главной, гневной, части и переход к выводу, морали). Иными словами, ритм не является специальным изобразительным средством в этом произведении.

переход к выводу, морали). Иными словами, ритм не является специальным изобразительным средством в этом произведении.

дополнительных тетрадях у них уже есть некоторые наработки, поэтому они смогут самостоятельно опреде¬лить роль восклицательных предложений. Они передают самые различные оттенки — от негодования до предикативной оценки.

  Задание 5.

 

    Установить лексические осо¬бенности басни. Образец выполнения. При выполнении этого задания полезно составлять комплексные матрицы, дающие целостное представление о роли тех или иных слов в лексической ткани произве¬дения.

 

  Вот как могут выглядеть таблица и матрица при¬менительно к басне «Кот и повар». (Здесь ещё доработаем).  

 

 Многозначные слова          синонимы      антонимы омонимы фразеологизмы Крылатые выражения Книжные слова Разговорно-просторечные высокоторжественные Эмоционально-экспрессивные общеупотребительные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 теченье язва убирает пел зарубить съест-ное-кур- чо- нок честным котом- вор плут набож- ных правил- тризну правил на стенке зарубить нет нравоу- ченье теченье набож- ных речей грамотей поварня кабак ахти объедки теперя плут де здешние куме воротясь триз- на ритор обжо- ра зло- дей чума вор язва позор повар побе- жал этот день пол пирог угол и др. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Есть и немало + + + + Нет или почти нет - - - Есть, но немного + - + - + - + - Работу по составлению таблицы и матрицы лучше проводить коллективно, записывая всё на доске, но значение слов и работу со словарями рекомендуется проводить в парах для экономии времени. После составлении таблицы делаем вывод: если учесть данные матрицы, глав¬ными лексическими особенностями басни сле¬дует признать: многозначные слова, разговор¬но-просторечные и эмоционально-экспрессив¬ные. Все остальные слова составляют или фон (общеупотребительная лексика), или допол¬нительную оранжировку в соответствии с ню¬ансами содержания. Так, например, книжные и торжественные слова используются потому, что повар был «грамотей».

Задание 6.

 

   Установить синтаксические особенности басни. Образец выполнения: В этом небольшом произведе¬нии необыкновенное разнообразие синтакси¬ческих конструкций. Есть, например, разные виды предложений по цели высказывания (в речи повара). Есть все виды сложных пред¬ложений, прямая речь, обособленные оборо¬ты. Важнейшей синтаксической особенностью басни являются повторы и чередование основ¬ных предложений с дополнительными встав-ными конструкциями. Учащиеся приводят примеры из текста. На отдельные синтаксические конструкции необходимо обратить внимание учащихся, так как в шестом классе у них нет ещё полных знаний по синтаксису.

 

  Задание 7.

 

  Отыскать средства морфо¬логической и фонетической выразительности. Образец выполнения: а) устаревшая форма: стеречи; б) просторечные формы: теперя, кажут, курчонка, Васька; в) особая форма времени: бывало кажут; г) перенос ударения с целью сохранения ритма (куме, трудится, честным). Аллитера¬ция: «...припав за уксусным бочонком, мурлы¬ча и урча, трудится над курчонком».

 

  Задание 8.

 

  Влияние на язык басни средств стихотворной организации. Образец выполнения. Наиболее интересным пред¬ставляется в басне «Кот и повар» композици¬онно-звуковой повтор в конце строки — риф¬ма. Она все время меняется: то смежная, то перекрестная, то снова смежная и перекрест¬ная. Строки с парной рифмовкой соответству¬ют в основном словам автора (т. е. неглав¬ным), с перекрестной — словам повара (глав-ным). При этом рифмуются наиболее важные в смысловом отношении слова: правил — оставил, бочонком — курчонком, укоряет — убирает, мест — ест, теченью — нравоученью, пел — съел. Рифмы богатые, с полным совпа¬дением звуковых окончаний.

Задание 9.

 

  Связь данного текста с ли¬тературным языком начала XIX века. Образец выполнения. Язык басен И. А. Крылова отражает тенденцию к простоте и ясности, к подлинной народности литературного языка. Эта тенденция получила свое полное развитие в творчестве А. С. Пушкина.

 

 После того, как пройдены все этапы лингвистического анализа басни, учащиеся должны сделать общий вы¬вод

 

 (задание 10), в предельно лаконичной форме передающий результаты проделанной работы. Образец выполнения.

 

  Язык басни «Кот и повар» представляет большой интерес и с точки зре¬ния индивидуальных особенностей И.А. Кры¬лова, и с точки зрения возможностей басен¬ного жанра. Как и все басни Крылова, эта написана очень эмоционально и просто. Боль¬шое количество разговорно-просторечных, многозначных и экспрессивно-окрашенных слов, а также живость интонации придают басне «Кот и повар» особую достоверность, выразительность и доступность.

 

 Более того, они делают язык запоминающимся, почти афо¬ристичным. Басенная морализация звучит тем убедительнее, чем естественней и своеобраз¬ней подготовлена она всеми особенностями языка и содержания в целом. Этот вывод, составленный сообща и сти¬листически отредактированный, записывается в тетради. Данный лингвистический анализ басни является только схемой занятия, а не само занятие.

 

 Занятие – это непрерывные, логически взаимообусловленные, подкрепляющие друг друга рассуждения, а все вместе они выполняют одну задачу: разъясняют идейное содержание текста. От содержания, от смысла нельзя отступать ни на минуту, какую бы сторону языка ни анализировать. Ведь важна не сама форма, а то, как служит она своему содержанию, насколько соответствует ему.

 

 Единство содержания, если только всё время помнить о нём, и обеспечит единство, связность анализа. В данный анализ мы специально не включили замечания литературоведческого характера (эпитеты, метафоры, гиперболы, литоты, парафразы и др.), на которые можно обратить внимание на других уроках. Основная наша цель была раскрыть более трудные, собственно лингвистические, стилистические аспекты, образующие фундамент художественности любого литературного произведения.

  2.2 Неполный лингвистический анализ  

 

  К неполному лингвистическому анализу относятся лингвистический комментарий. Такой комментарий предлагает проводить на каждом уроке Дыханова Б.С. Это или словарная работа, или словарный диктант, или различные игры со словом («Восстанови текст», «Определи лишнее», «Замени синонимом» и др.).

 

  Мы считаем, что к неполному анализу относятся вычлененные из лингвистического, лексический анализ, морфологический, синтаксический и др. В неполном лингвистическом анализе необходимо обратить внимание на средство языка, которое несёт смысловую нагрузку. Сюда же можно отнести и отдельные эпизоды уроков по обучению анализу в 5 классе, когда учащиеся ещё неполностью владеют всеми языковыми средствами. Б.С.Дыханова предлагает сравнительный анализ басен.

 

 Вопросы, которые она предлагает в методическом пособии для учителей, не дают полного представления о произведении, но они способствуют формированию начальных навыков анализа художественного текста.

 

                   2.3 Типичные ошибки при лингвистическом анализе.

 

   Одни ошибки распространены более, другие менее, одни характерны для начального периода работы, для самых первых проб, другие — являются «постоянными спут¬никами» и могут появляться даже в сравни¬тельно неплохих работах. Далее мы указыва¬ем наиболее частые ошибки лингвистического анализа в порядке уменьшения их распространенности.

 

  1. Полное отсутствие или недостаточное количество подтверждающих примеров.  

 

  2. Простое перечисление вскрытых лин¬гвистических особенностей без целенаправлен¬ной, т. е. связанной с общим содержанием текста, интерпретации их.

 

  3. Неумение выделить главные и второсте¬пенные лингвистические особенности, стремле¬ние охватить все — и как следствие итого поверхностные, скороговорочные объяснения.

 

  4. Нарушение порядка полного лингвисти¬ческого анализа.

 

  5. Отрывочность, неумение соединить от¬дельные части лингвистического анализа в общую цепь логичных рассуждений.

 6. Увлечение какой-нибудь одной составля¬ющей частью лингвистического анализа (например, лексикой) при выполнении полного лингвистического ана¬лиза.

 

  7. Неумение сделать обобщающие вы¬воды. Если при лингвистическом анализе перечисляются только языковые средства, то, можно сказать, анализ не удался.

 

   Это лишь бес¬связный, непоследовательный, стилистически неряшливый перечень лингвистических особенностей, которые еще предстоит проана¬лизировать, т. е. ответить на вопрос: зачем, с какой целью употребляет автор именно эти, а не другие языковые средства именно в этом месте своего произведения.

 Заключение  

 

  Итак, изучение художественных произведений нельзя считать процессом, направленным только на получение специфических знаний. Воспитание духовных ценностей и расширение читательского кругозора, – это, прежде всего, проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – «одного из самых великих творений человечества» [15].

 

 По мнению Л. А. Новикова, язык – «важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль»[16].

 

  Лингвистический анализ художественного текста – это фундамент его литературоведческого и стилистического изучения, а также главная составляющая школьного курса литературы.

 

  Для раскрытия идейного содержания произведения, его художественных особенностей, правильного восприятия произведения как единого целого, не только доставляющего эстетическое удовольствие, но и воспитывающего чувства, развивающего образное и логическое мышление, языковую компетентность, школьники должны получить навыки детального, глубокого анализа текста.

  Главная цель лингвистического анализа художественного текста – раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора, так как "речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли” (Талейран).

 

  Предмет лингвистического анализа – это языковой материал текста. Выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов во всех их значениях и вариантах употребления, так как они напрямую связаны с пониманием содержания и идейно-художественного своеобразия литературного произведения и является одним из главных направлений анализа.

 

  Для учащихся, особенно 6-х классов, этот процесс достаточно сложен, поскольку они не обладают еще необходимым уровнем анализа и синтеза, имеют минимальный жизненный опыт, у них отсутствуют прочные навыки медленного чтения – первой ступени лингвистического анализа.

 

  Поэтому, на наш взгляд, задача учителя русского языка и литературы заключается в развитии навыков лингвистического анализа, чтобы сформировать рефлексивного читателя, умеющего проникать в творческую мастерскую писателя и 

Поэтому лучше не нарушать предложенный нами порядок лингвистического анализа. Это можно предложить учащимся старших классов. Там они могут проявить и творческую инициативу. Лингвистический анализ связан не только с изучением конкретных литературных произведений, авторских стилей и тонкостей языка: в первую очередь, он направлен на достижение конечного результата – создание учащимися творческих работ в различных жанрах и стилях.

 

  В последние годы в качестве экзаменационных тем школьникам и абитуриентам предлагаются анализы эпизодов художественных текстов, интерпретация поэтических произведений, оценка одной из граней мастерства русских писателей. Все эти темы достаточно сложны даже для языковедов, поэтому лингвистическому анализу уделяется теперь Таким образом, он представляет собой сложную систему, тогда как язык художественного произведения – это тоже система, строящаяся по своим многообразным законам. Каждое слово, каждый знак в тексте несут информацию, помогающую понять оттенки общего смысла, так как в литературном тексте не бывает случайных деталей.

 

  В нашей работе мы исходили из того, что лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Именно поэтому мы считаем необходимым не только исследование текста, но и обобщение учащимися своих наблюдений, создание атмосферы творчества, благодаря которой школьники в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением учатся думать, наблюдать и пробуют самостоятельно анализировать.

большое внимание в процессе обучения, начиная с 5-го класса.

 

   При условии творческой и систематической работы учителя можно привить обучающимся настоящую любовь к литературе и русскому языку как искусству слова, пробудить желание творить самим.

 

  Современный лингвистический анализ включает в себя и литературоведческий анализ – изучение литературного произведения в качестве исторического факта развития общественной мысли и социальной борьбы, – и стилистический – изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств.

 При этом главное не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, а видеть скрытые элементы авторской оценки, обнаруживать миропонимание автора, строй его мыслей и чувств. Заключение Итак, Изучение художественных произведений нельзя считать процессом, направленным только на получение специфических знаний. Воспитание духовных ценностей и расширение читательского кругозора, – это, прежде всего, проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – «одного из самых великих творений человечества» [15].


                           А теперь по ссылке немного физики.

http://help-fizmat.ucoz.ru/index/formuly_po_fizike/0-13


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz